ПРИЗРАКИ ГЕНОМНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Границы между искусственным и природным исчезают?

Дмитрий Булатов
bulatov@ncca.koenig.ru

Остается только удивляться, какой мощный импульс в направлении биологизации понятия человека дала молекулярная генетика и родственные ей технологии. Сегодня биологизировать человека склонны не только те, кто приветствует успехи генетики и связывает с ними оптимистические ожидания, но и те, кто следит за ними с озабоченностью, прибегая в своих аргументах к грубому материализму: дескать, от расшифровки генома до явления Франкенштейна всего один шаг и скоро наша судьба будет в его руках. Независимо от полюса переживаний и те и другие задаются массой вопросов. Возьмет ли теперь человечество после тысячелетней зависимости от природы свою судьбу в собственные руки? Не окажется ли человеческая жизнь механическим исполнением программы, которая записана в генах? Как вообще мы собираемся обосновывать в будущем наше понятие человека? "Человек есть то, что задают ему его гены: последовательные соединения аденина, цитозина, тимина и гуанина…" На смену счастью, таланту, личности и уму приходит "генетический шоппинг"; а тот старомодный спор между теми, кто в классической просветительской традиции превозносил самоопределение, и теми, кто повсюду усматривал социальный детерминизм, похоже, окончательно исчерпал сам себя.



Светящаяся в темноте - насмешка художника над хорошим финалом драмы. Фото: Кристель Фонтенн (Франция)


Странный сплав христианства и цифровой эйфории, некая молекулярно-компьютерная набожность объединяют провозвестников Прекрасного Нового Мира. Однако пока одни, подобно Крейгу Вентеру, президенту биотехнологической компании "Celera", или Рею Курцвайлю, изобретателю и не менее успешному бизнесмену, описывают великие перспективы технологий будущего, другие, такие как бразильский художник Эдуардо Кац, в своих произведениях задаются осторожными и не всегда уместными вопросами. В отличие от большинства художников, которые свои размышления воплощают в традиционных формах и технологиях (живопись, видео, компьютеринг и т.д.), Эдуардо Кац выстраивает новотехнологические метафоры на языке самих новых технологий. Так, самый известный и наделавший много шуму его проект "GFP Bunny" заключался в получении трансгенного млекопитающего - крольчихи, в геном которой был встроен фрагмент ДНК медузы Aequorea Victoria, отвечающий за выработку флуоресцирующего белка (GFP). В результате проведенных экспериментов на суд публики была представлена крольчиха-альбинос по имени Альба, способная генерировать свет в зеленом диапазоне спектра в ответ на ее освещение синим или ультрафиолетовым светом. Альба - далеко не первое живое существо, подвергшееся имплантации гена GFP (за прошедшее десятилетие методика ввода этого гена была успешно отработана на бактериях, различных животных и растениях, а сам GFP стал уже классическим инструментом генной инженерии). Но в данном случае специфика подхода художника заключалась в том, что Кац акцентировал в своем проекте социально-эстетическую значимость GFP Bunny, сформулировав ряд задач, инициирующих позитивное отношение к трансгенным технологиям (http://www.ekac.org/gfpbunny.html). Среди них были положения как прямого общественного воздействия - стимуляция дискуссии на тему распространения генной инженерии в обществе, изучение возможных путей культурной адаптации био- и генных технологий, так и с элементами социобиологического тестирования - исследования внутривидового поведения мутантов, изучение взаимосвязей химерных организмов с окружающей средой. Финальная стадия работы подразумевала помещение Альбы в дом художника, где предметом пристального изучения должно было стать поведение химеры в семье Эдуардо Каца. Удалось ли активизировать позитивное отношение общественности к результатам проекта? Вряд ли: около года назад весь художественный мир облетела горестная весть - кролик умер по неустановленным причинам. Таким неожиданным образом проект Каца получил свою логическую и эстетическую завершенность, войдя в историю новейшего искусства длинноухим призраком геномной реальности…



Как поставить развитие генетики под неусыпный контроль общественности? (Галерея Лауры Марсей, Рио-де-Жанейро, октябрь, 2004)


Если экспонирование на выставках зеленого флуоресцирующего кролика повергло в шок защитников окружающей среды (в США на художника были устроены гонения партией нефлуоресцирующих "зеленых"), то своим следующим проектом "Восьмой День" Эдуардо Кац уже всерьез разозлил представителей церкви. В этом произведении (по сути - комплексной трансгенной инсталляции, развернутой в Институте искусств Государственного университета Аризоны) внимание художника было сосредоточено на взаимодействии генноизмененных по воле человека существ в одном эко-сообществе - изолированном боксе. Аквариум-бокс кишмя кишел различными флуоресцирующими химерами - GFP-бактериями, GFP-растениями, GFP-рыбами, GFP-мышами и т.д. Раздражение религиозных общин и церковных кругов вполне можно понять, ведь создание живых организмов и объединение их в сообщество есть ни что иное как "художественная работа" с иудео-христианской историей сотворения мира за семь дней. (http://www.viewingspace.com/genetics-culture.htm) А возмутительное с точки зрения церкви название проекта - "Восьмой День" - впрямую говорит о том, что функции Бога ныне находятся в руках человека. Это звучит, пожалуй, как диагноз и действительно беспокоит: расшифровывая свое биологическое строение и научаясь его изменять, мы получаем власть над собственной эволюцией. Впрочем, российский читатель только усмехнется, узнав, что Кац удостоился со стороны церковных властей лишь сдержанного определения о недопустимости подобных названий и проектов. Напомним, что за гораздо более безобидную выставку "Осторожно, религия!", организованную около года назад в Сахаровском центре (http://www.sakharov-center.ru), его сотрудники и приглашенные кураторы в нашем разлюбезном Отечестве разве что не подверглись суду Линча и Инквизиции со стороны государства и церкви…





Если хочешь рассмешить художника - расскажи ему о своих планах. "Восьмой День" Эдуардо Каца.


Возвращаясь к теме, заметим, что говоря сегодня о перспективах и опасностях био- и генной инженерии, пожалуй разумнее было бы пока воздержаться от категорических суждений и оценить возникающие шансы и риски. Ведь путь от первых экспериментов до широкого применения этих технологических новшеств довольно долгий. У нас достаточно времени, чтобы выработать кодекс по использованию новых возможностей и научиться решать проблемы, вытекающие из трансгенеза, клонинга и вмешательства в эмбриональную сферу. Эти методы еще долго будут сложными и дорогостоящими, однако джинна, выпущенного из бутылки, вернуть обратно уже невозможно, и лучшее, что мы можем сделать - это поставить развитие генетики под неусыпный контроль общественности. И ради всего святого (?), не надо трогать художников, - ведь это они одними из первых тестируют радикально Новое, чтобы открыть обществу его человеческую природу. А по этому поводу еще Френсис Бэкон заметил, что природу человека легче всего обнаружить в новых обстоятельствах, ибо именно здесь покидает его сила привычки.

Автор выражает благодарность Эдуардо Кацу, любезно предоставившему право на публикацию своих работ в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку.

Опубликовано в "Независимой газете" # 13 (3409) 26 января 2005 г.
http://www.ng.ru/science/2005-01-26/14_genom.html
НАЧАЛО    BIOMEDIALE

СОДЕРЖАНИЕ:

ФАБРИКИ МЫСЛИ VS ФАБРИК ЗВЕЗД                 
ЖИВОЕ БУДУЩЕЕ: НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ                 

МОДЕРНИЗАЦИЯ VS МОДЕРНИЗАЦИЯ
                

ПАРАДОКС БОГОМОЛА
                

ТРЕТЬЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
                                 
В НАПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕНИ "Ч"                 
БОДРИЙЯР ТОБОЙ НЕДОВОЛЕН                 
СИЯЮЩИЕ ПРОТЕЗЫ                 
ПОСТ-СОДОМ И ПОСТ-ГОМОРРА
ВКУС И ЗАПАХ АБОНЕНТА
ИГРЫ РАЗУМА                 
КИБОРГ-БУКАШЕЧКИ И РОБО-КОЗЯВОЧКИ
ЕСЛИ БЫ ВАН ГОГ ЖИЛ - ОН БЫ УМЕР.
ОТ ЗАВИСТИ
МАЛЕВИЧ СКОРЕЕ ЖИВ, НЕЖЕЛИ МЕРТВ
ПРИЗРАКИ ГЕНОМНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ АК-74                 
ШЕСТИДЕСЯТЫЕ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИНАХ


Написать письмо автору





© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru