МАЛЕВИЧ СКОРЕЕ ЖИВ, НЕЖЕЛИ МЕРТВ

Дмитрий Булатов
bulatov@ncca.koenig.ru

В рамках Московского международного фестиваля цифрового искусства "Art Digital" публике будут представлены произведения "полуживого" робота-художника, управляемого крысиной нервной структурой.

Несмотря на то, что мы привыкли жить в условиях, когда серьезные научные открытия стали почти обыденными, нам необходимо свыкнуться с тем фактом, что главные технологии ХХI века - робототехника, генная инженерия и нанотехнологии - представляют качественно иную ступень технического развития общества. Основанное на этих технологиях искусство, которое сейчас находится в процессе становления, постепенно вытеснит искусственный ландшафт виртуальной реальности и компьютерных симуляций, основанных на силиконе. По мнению ряда экспертов, базирующаяся на силиконе интерактивность "уже достигла пика своего развития, а возможно, и почтенной зрелости" (М.Новак). Сегодня все большее внимание уделяется объединению цифровых средств с влажной биологией живых систем, образующих особую медийную среду, которую английский теоретик и исследователь Рой Эскотт назвал "влажными технологиями" (совмещение "сухих" пикселей с "влажными" молекулами). В рамках этой среды стало возможным получение произведений, которые совмещают в себе свойства живого организма, подчиняясь биологическим законам существования, и одновременно корреспондируют с глубокой технологичностью (по сути - сделанностью) его внутренней структуры. Именно такова медийная основа биоробота-художника, совместного проекта коллектива нейробиологов под руководством Стива Поттера (Технологический институт Джорджии, США) и австралийской группы художников "SimbioticA" (Школа анатомии и биологии Университета Западной Австралии).



Группа "SymbioticA", лаборатория Стива Поттера. "Самоискусство - полуживой
художник". Фрагмент проекта, осуществленного в рамках фестиваля Ars
Electronica, Линц, 2001 г. Художники культивировали корковые нейроны
эмбриона крысы (wetware) на мультиэлектродной матрице. Нервная активность
этих нейронов через специальную программу TCP/IP (software) сообщалась
механической руке (hardware), которая в итоге рисовала картины.


"Полуживое" детище американских ученых и австралийских художников называется "MEART". С одной стороны, это значит "самоискусство", с другой - составное из MEA (Multi-Electrode Array - мультиэлектродная матрица) и ART (искусство). Робот включает в себя три компонента. Первый из них - мультиэлектродная матрица, на которой культивированы корковые нейроны эмбриона крысы (wetware) - постоянно находится в лаборатории Стива Поттера в Атланте. Нервная активность этих нейронов при помощи компьютера и интернетовского протокола TCP/IP (software) в режиме реального времени сообщается механической руке (hardware). При этом сама механическая рука с закрепленными на ней цветными маркерами может находиться в любой точке Земли. В итоге двигательные инструкции нескольких тысяч крысиных нейронов, переданные по Интернету, заставляют руку рисовать картины.



Группа "SymbioticA", лаборатория Стива Поттера. "Самоискусство - полуживой
художник". Фрагмент проекта, осуществленного в рамках фестиваля Ars
Electronica, Линц, 2001 г.


В таком виде проект был впервые реализован в 2001 году на международном фестивале Ars Electronica в Линце (Австрия). Однако авторы задались вопросом - можно ли назвать подобное поведение робота "креативным"? Была придумана схема обратной связи - в более позднем воплощении этого проекта на выставке "Biofeel" в Институте современного искусства (Перт, Австралия, 2002) художники Гай Бен-Ари и Йонат Цурр и фотографировали посетителей и использовали их портреты в качестве информационной основы для возбуждения нейронов. Изображения сжимались до 60-пиксельных мозаик и передавались в США, где каждый из 60 электродов производил раздражающие электрические воздействия на нервные клетки крысы в соответствии с градацией серого на своем участке картинки. В результате двусторонний обмен данными (стимуляция и чтение нервных реакций) происходил каждые несколько секунд, а работа над одним рисунком (по версии авторов - портретом) продолжалась около получаса. В усовершенствованном виде робот был представлен на нью-йоркской выставке "Робохудожники: смотр талантов" (2003) и "Кибер@рт" в Бильбао в 2004 году. Общую задачу проекта Стив Поттер сформулировал так: "Мы пытаемся создать сущность, которая со временем будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство".



Группа "SymbioticA", лаборатория Стива Поттера. "Самоискусство - полуживой
художник". Фрагмент проекта, осуществленного в рамках фестиваля Ars
Electronica, Линц, 2001 г.


По той причине, что "развиваться" должна не только "крысиная" творческая сущность, но и сам проект, в Москве все будет по-другому. Здесь неоценимую услугу в выработке концепта оказала болгарская художница Боряна Драгоева и Олег Мавромати (Ultrafuturo Group). Они предложили биороботу (а заодно и международным участникам проекта) задаться классическим вопросом изобразительного искусства - "Что есть визуальность?" - и нарисовать "Черный квадрат" Малевича. (Камера, отслеживающая оригинал и посылающая массив данных в Атланту, будет установлена непосредственно в Третьяковской галерее или Русском музее).

Понятно, что для всего мира, пожалуй за исключением самой России, Малевич - один из главных художественных брендов ХХ века. И принять участие в поддержании этого бренда - святая обязанность не только каждого художника, но и как выясняется, каждой недокрысы-живописца. Тем более, что есть и вполне логичное хай-тековское обоснование писания самого "Черного квадрата". Ведь именно он является "альфой и омегой" любого компьютерного изображения (пиксельный квадратик). Именно он обнаруживает собой абстрактную неразложимую сущность всего, что мы видим вокруг (оцифровать можно все). Кому же еще поручить воспроизведение абстрактного, нечеловеческого НИЧТО, как не творческому НИКОМУ?



Искусствоведам еще только предстоит оценить произведения робота-крысы. Фото: группа "SimbioticA" (Австралия)


В последние годы мы стремительно движемся от цивилизации, основанной на манипуляции более или менее неодушевленными предметами, к цивилизации, основанной на порождении более или менее живых организмов. Поскольку эти создания будут в разной степени живыми и разумными, у нас сложатся качественно новые отношения с этими объектами, окружающей средой и жизнью вообще. Как мы будем к ним относиться? С заботой или пренебрежением? Какое место в этой жизни займут "полуживые" сущности и как это повлияет на наши системы ценностей применительно к живым организмам, включая наши собственные тела и наши представления о самих себе? Очевидно, что круг вопросов, поднимаемых международным проектом "MEART", довольно широк. Может быть, именно соседство с "полуживыми" сделают наше общество более внимательным? Или все же впереди нас ждут новые формы воплощения жизни?

Автор выражает благодарность художникам, любезно предоставившим право на публикацию своих работ в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку.

Опубликовано в "Независимой газете" # 18 (3414) 1 февраля 2005 г.
http://www.ng.ru/telecom/2005-02-01/16_digital.html
НАЧАЛО    BIOMEDIALE

СОДЕРЖАНИЕ:

ФАБРИКИ МЫСЛИ VS ФАБРИК ЗВЕЗД                 
ЖИВОЕ БУДУЩЕЕ: НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ                 

МОДЕРНИЗАЦИЯ VS МОДЕРНИЗАЦИЯ
                

ПАРАДОКС БОГОМОЛА
                

ТРЕТЬЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
                                 
В НАПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕНИ "Ч"                 
БОДРИЙЯР ТОБОЙ НЕДОВОЛЕН                 
СИЯЮЩИЕ ПРОТЕЗЫ                 
ПОСТ-СОДОМ И ПОСТ-ГОМОРРА
ВКУС И ЗАПАХ АБОНЕНТА
ИГРЫ РАЗУМА                 
КИБОРГ-БУКАШЕЧКИ И РОБО-КОЗЯВОЧКИ
ЕСЛИ БЫ ВАН ГОГ ЖИЛ - ОН БЫ УМЕР.
ОТ ЗАВИСТИ
МАЛЕВИЧ СКОРЕЕ ЖИВ, НЕЖЕЛИ МЕРТВ
ПРИЗРАКИ ГЕНОМНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ АК-74                 
ШЕСТИДЕСЯТЫЕ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИНАХ


Написать письмо автору





© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru