ВКУС И ЗАПАХ АБОНЕНТА

На Европейском фестивале медиа-искусства публике были представлены мобильные телефоны,
способные воспроизвести ощущения партнера по связи.

Дмитрий Булатов
bulatov@ncca.koenig.ru

В начале ХХ века основоположник итальянского футуризма Ф.Т.Маринетти заявил о наступлении времени "человека, помноженного на машину". В грядущем симбиозе человеческой биологии и машинерии он видел в первую очередь возможность безграничного расширения ощущений. "Футуризм, - писал поэт, - исходит из положения, что человеческая чувствительность под влиянием научных открытий совершенно обновилась". Сам Маринетти уделял большое внимание опыту "будущего искусства без границ", делающего возможным "усиление и преобразование чувствительности". Так, в своем манифесте "Тактилизм" (1924 г.) поэт объяснял, как лично он пришел к "развитию чувства тактильности": "1. носить перчатки в течение нескольких дней, чтобы мозг за это время усилил конденсацию в руках, испытывающих дефицит тактильных ощущений; 2. плавать в море под водой, стараясь тактильным способом отличить одно течение от другого и почувствовать разницу температур".

Другие, не менее оригинальные эксперименты Маринетти проводил с запахами, в частности с кусочками смолы и водорослей, "дабы насладиться <…> всеми прелестями длительного морского путешествия, не выходя из дома". Примечательно, что для передачи подобных "опытов чувствования" Маринетти рассматривал "механизм радиоощущений", делающий возможным в будущем "усиление и преобразование" как "вибраций, производимых живыми существами", так и "вибраций неживой природы" (Манифест "La Radia", 1933 г.). "Главное знать, с чего начать", - заключал поэт, - "уметь сконцентрировать свое внимание так, чтобы вызвать желаемую галлюцинацию и подменить реальность ее видением".

Эти слова великого итальянца были сказаны задолго до изобретения компьютера с виртуальной реальностью, появления Лири с таблетками, Бодрийяра с симулякрами и "Матрицы" с телефонами ("Протяни руку и коснись другого" - слоган, придуманный Маклюэном для AT&T). Сегодня международные операторы сотовой связи, похоже, уже не сомневаются "с чего начать" и "чем продолжить". "Покажите мне фирму-оператора, которая верит в то, что ее бизнес может держаться на одних звонках, и я напишу для нее некролог" - в голливудской манере заявляет Нил Рэнсом, главный технолог концерна Alcatel. Голливуд Голливудом, но жесточайшая конкуренция на рынке сотовой связи всерьез заставляет компании смотреть в будущее. Уже сегодня вместо обычных звонков, передачи текста и изображений они пытаются протолкнуть побольше услуг, которые возможны только на телефонах "очередного поколения". Поддержка и развитие мультимедиа-стандартов, растущие как на дрожжах мегабайты и мегапиксели, 3G, Wimax, wi-fi и т.д. - застилающая глаза и уши пыль на обочине этой технологической гонки.

О передаче чувств посредством "механизма радиоощущений" (по Маринетти) на протяжении последних пяти лет говорили многие представители телефонных компаний. В последний раз подобное заявление прозвучало из уст главы технологического отдела японского оператора сотовой связи NTT DoCoMo Кота Киношита. "Сейчас наши мобильные телефоны могут передавать голос и изображение. Однако нам надо вести усиленные исследования, чтобы научиться передавать все пять чувств" - сказал Киношита в недавнем интервью агентству Reuters.





"Мобильные чувства" Кристы Зоммерер и Лорана Миньоно. Институт инфотехнологий и медиа-искусства (IAMAS, Гифу, Япония), при поддержке France Telecom Studio Creatiff (Париж, Франция).


Сотрудники France Telecom подобных заявлений не делали, однако на прошедшем в Оснабрюке форуме современного искусства European Media Art Festival 2004 был предложен прелюбопытный, как сказали бы специалисты, проект с участием этой компании. Франко-австрийский художественный дуэт - Криста Зоммерер и Лоран Миньоно - представили на суд публики авторскую разработку под названием "Мобильные чувства II", реализованную в сотрудничестве с France Telecom Studio Creatiff (Париж, Франция). Суть проекта заключалась в том, что зрителям на выставке предлагалось воспользоваться мобильными телефонами "оригинального дизайна и конструкции", позволяющими передать/получить посредством обычной сотовой связи "тактильные и телесные ощущения незнакомого абонента". Телефоны, сконструированные художниками, представляли собой биоморфного вида объекты (в Оснабрюке аппараты напоминали страусиные яйца, а на фестивале Ars Electronica в Линце, где несколько ранее была показана редуцированная версия проекта под названием "Мобильные чувства I" - небольшого размера кабачки), снабженные множеством специальной аппаратуры. Миниатюрные био-сенсоры и датчики, размещенные в таких мобильниках, способны "уловить и передать" некоторые показатели, фиксирующие состояние посетителя выставки "на момент контакта": кровяное давление и биение сердца, влажность ладони и персональный запах, а также динамику прикосновений человека к телефону. На трубке абонента все эти данные воспроизводились с помощью микро-электромеханического и микро-био-электрохимического аппаратного и программного обеспечения. "Прежде всего, мы были заинтересованы в альтернативных и насколько возможно расширенных ощущениях, которые достигаются новыми видами физической близости, не требующей сближения" - так автору этой статьи прокомментировали свою работу Зоммерер и Миньоно.

Надо отметить, что Криста Зоммерер и Лоран Миньоно - настоящие авторитеты в области современного искусства, неизвестные разве что только в России. По словам патриарха медиа-технологий и директора Центра художественных исследований в области науки и технологий Университета Плимута Роя Эскотта, "это художники, определившие своим творчеством развитие всего интерактивного искусства 90-х годов". Специализируясь в области искусственной жизни и генеративного компьютеринга, Зоммерер и Миньоно создали ряд выдающихся произведений, большинство из которых сейчас находятся в постоянных экспозициях крупнейших музеев медиа-искусства, таких как ZKM (Карлсруэ) или NTT-ICC InterCommunication Center (Токио). Сегодня лауреаты "Золотой Ники" самого престижного фестиваля современного искусства Ars Electronica, Зоммерер и Миньоно преподают в Университете искусств в Линце (Австрия). Подробнее о работах дуэта см.
http://ncca-kaliningrad.ru/biomediale

Что отличает в этом проекте художников, работающих в области современного искусства, от дизайнеров, состоящих на службе крупных корпораций? У меня есть догадка, основывающаяся на аксиоме Гэрретта: современное искусство не столько подтверждает современность, сколько оговаривает ее границы. Одна из идей, заложенных Зоммерер и Миньоно в работе "Мобильные чувства II", предполагает, что незнакомые между собой абоненты, находящиеся в выставочном пространстве, могут "получать данные друг о друге анонимно". Иными словами, оказавшись на выставке, вы можете незаметно подключиться к понравившейся вам персоне и получить "дозу" ее/его телесных ощущений, включая запах (в идеале - духов), почувствовать биение сердца и влажность прикосновения руки. По замыслу авторов, в проекте намеренно присутствуют некий флирт и легкая эротичность, столь свойственные нынешнему времени, а также огромный соблазн нарушения приватности, навязываемый нам новыми технологиями. "Остается только удивляться, как быстро в обмен на контактность и мобильность мы соглашаемся на уменьшение своей индивидуальной свободы" - подчеркивают в релизе Криста Зоммерер и Лоран Миньоно
http://www.iamas.ac.jp/~christa/WORKS/

Тема, заметим, как нельзя более актуальная для нынешней России. Действительно, вся история разрушительного воздействия на приватность, по сути, это история того, как новые технологии использовались или используются для установления контроля над человеческим духом, с благой целью или во вред. Сегодня мы наблюдаем, как приватность и личная свобода ежедневно подвергаются эрозии. Все мы - жертвы войны против приватности, которая ведется правительственными "прослушками", бизнесом и просто любопытными соседями. Многие из нас осознают эту угрозу. Проблема в том, что мы не знаем, как этой угрозе противостоять. Кстати, Маринетти, с цитат которого мы начинали эти заметки, в свое время предупреждал: "Перекраивая свое тело для существования в среде более быстрых и точных машин, нельзя забывать, что взамен принудительных решений мы должны находить множество вариантов". Пожалуй, этот момент является ключевым в описанном проекте художников, и, добавлю, в настоящей статье. Все прочее - для колонки новостей.

Автор выражает благодарность Кристе Зоммерер и Лорану Миньоно, любезно предоставившим право на публикацию изображений в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку.

Опубликовано в сокращении в "Независимой газете" # 95 (3491) 17 мая 2005 г.
http://www.ng.ru/telecom/2005-05-17/13_abonent.html

НАЧАЛО    BIOMEDIALE

СОДЕРЖАНИЕ:

ФАБРИКИ МЫСЛИ VS ФАБРИК ЗВЕЗД                 
ЖИВОЕ БУДУЩЕЕ: НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ                 

МОДЕРНИЗАЦИЯ VS МОДЕРНИЗАЦИЯ
                

ПАРАДОКС БОГОМОЛА
                

ТРЕТЬЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
                                 
В НАПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕНИ "Ч"                 
БОДРИЙЯР ТОБОЙ НЕДОВОЛЕН                 
СИЯЮЩИЕ ПРОТЕЗЫ                 
ПОСТ-СОДОМ И ПОСТ-ГОМОРРА
ВКУС И ЗАПАХ АБОНЕНТА
ИГРЫ РАЗУМА                 
КИБОРГ-БУКАШЕЧКИ И РОБО-КОЗЯВОЧКИ
ЕСЛИ БЫ ВАН ГОГ ЖИЛ - ОН БЫ УМЕР.
ОТ ЗАВИСТИ
МАЛЕВИЧ СКОРЕЕ ЖИВ, НЕЖЕЛИ МЕРТВ
ПРИЗРАКИ ГЕНОМНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ АК-74                 
ШЕСТИДЕСЯТЫЕ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИНАХ


Написать письмо автору





© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru