ПОСТ-СОДОМ И ПОСТ-ГОМОРРА

Роботы получили возможность размножаться.
Ученые и художники им содействуют в меру своих сил и способностей.

Дмитрий Булатов
bulatov@ncca.koenig.ru

Сегодня робототехника, наряду с генной инженерией и нанотехнологией, является одной из наиболее перспективных и развивающихся отраслей науки. Вопреки расхожему мнению интерес к этой области исследований поддерживается отнюдь не только из желания воссоздать законы биологии при помощи машин и компьютеров. По моему убеждению, цель робототехники - продемонстрировать, каким образом творение рук человеческих позволяет по-новому взглянуть на творческие возможности самого человека.

До недавнего времени считалось, что способность к воспроизводству является уникальным свойством живых организмов. За годы развития робонаук ученым удалось создать машины, способные свободно передвигаться, добывать пищу, реагировать на изменения в окружающей среде и формировать собственное представление о мире. Что действительно оставалось недоступным для творцов "механической жизни" - так это попытки организовать у неживых объектов хотя бы какое-либо подобие метаболических процессов (обмен веществ, обеспечивающих рост, динамическую изменчивость и самовоспроизводство систем). Однако, похоже, что с некоторых пор этим отличиям живого организма от жизнеподобной креатуры дан обратный отсчет.

Пару месяцев назад американский научный журнал "Nature" сообщил о разработках группы молодых ученых под руководством Хода Липсона (Hod Lipson), профессора Корнельского Университета, которые создали первую в мире модель робота, способного собирать себе подобных http://www.mae.cornell.edu/ccsl/papers/Nature05_Zykov.pdf. Робот-репликатор может строить из имеющихся модулей новых роботов, изменять собственную конструкцию, выполняя запрограммированные задачи и в перспективе будет способен сам себя отремонтировать. Пока самокопирующиеся роботы Липсона относительно просты. Они состоят из нескольких функциональных элементов-кубиков - строительных блоков, каждый из которых разделен по диагонали шарниром, позволяющим половинкам вращаться друг относительно друга. Каждый блок также снабжен электромагнитами и электронными контактами, с помощью которых блоки крепятся друг к другу. Главными элементом робота является его "центральная система управления" - имитация центральной нервной системы дождевых червей, позволяющей репликатору "представлять" в целом весь проект расположения своих частей. После того, как первый куб примагничивается к столу, его части в соответствии с инструкциями "нервной системы" поворачиваются и перемещаются, захватывая новые строительные блоки и выстраивая заранее заданную конфигурацию. Как только процесс самопостроения завершается, новый робот тут же принимается за воспроизведение своей копии - и так до тех пор, пока подача базовых элементов не будет прекращена. "Сейчас это только демонстрация идеи", - комментирует свои изыскания Ход Липсон в многочисленных интервью Washington Post; NY Times; Wall Street Journal; Scientific American. "Но за несколько лет я создам робота, который будет и приспосабливаться к окружающей среде и размножаться" - обещает ученый.


"Самокопирующиеся роботы" Хода Липсона, 2005 г.

Пока Ход Липсон сотоварищи бьется над задачей как обучить роботов "приспосабливаться и размножаться", уэльский художник французского происхождения Пол Гранжон (Paul Granjon) язвительно высказывается на горячую научную тему. Гранжон - специалист по low-tech робототехнике, автор десятка персональных и множества коллективных выставок по всему миру. Широкую международную известность два года назад ему принес авторский проект "Собачий робохвост" (Robotic Tail). Нельзя сказать, что механическое приспособление, напоминающее собой корсет с собачим хвостом и искусственные уши-интерфейс выглядят на профессоре Университета Уэльса достойно его ученой степени. Однако восторгу зрителей обычно не бывает предела, когда двухскоростной собачий робохвост, управляемый встроенными микрочипами, начинает бурно выражать эмоции своего хозяина, подобно хвосту соседского Тузика или Шарика…


"Собачий робохвост" Пола Гранжона, 2003 г. Компания Z Productions (Уэльс).

Нынешние разработки Пола Гранжона имеют самое непосредственное отношение к "переднему краю" науки/искусства. В буквальном смысле. На открывшейся в июне 51 Венецианской биеннале - крупнейшем международном форуме современного искусства - в национальном павильоне Уэльса представлен новый проект Гранжона с забавным, как говорит куратор Майкл Никсон, названием "Спаривающиеся роботы" (Sexed Robots). На экспозиции зритель может видеть двух автономно перемещающихся роботов, мужского и женского пола соответственно, своим внешним видом напоминающих советские пылесосы типа "Вихрь" http://www.zprod.org. Микрочипы, ультразвуковые сенсоры семейства Devantech, инфракрасные датчики Pololu и авторское программное обеспечение от Криса Эванса творят чудеса эротики. Определяя местонахождение партнера, машины, обуреваемые страстью, дрожа и постанывая (акустика и низкочастотные динамики ButtKicker), с помощью системы лазерного наведения осуществляют прилюдную стыковку. Несмотря на то, что роботы Гранжона мало походят на человека, посетители выставки отмечают отдельные тонко проработанные анатомические детали, которые, благодаря направляющим, делают весь экспозиционный процесс более чем реалистичным. Видимо для полного удовлетворения авторских амбиций каждый из роботов снабжен батареями на 12V 17A, позволяющими обеспечить 3 часа автономной выставочной работы.


"Спаривающиеся роботы" Пола Гранжона, 2005 г. Компания Z Productions (Уэльс), при поддержке Университета Уэльса (Кардифф, Великобритания).

Пример описанных выше проектов Липсона и Гранжона заставляет задуматься. В свое время, в эпоху сексуального освобождения, повсеместно выдвигалось требование максимума сексуальности и минимума воспроизводства (сейчас эти лозунги составляют суть поп-искусства). Сегодня мечтой постбиологического общества можно было бы назвать прямо противоположное: максимум воспроизводства и как можно меньше секса (проект Липсона). Прежде тело являлось метафорой души, потом - метафорой пола. Сегодня тело не сопоставляется ни с чем, оно лишь место, где реализуется программирование. И это вполне логично - "там, где живая форма больше не распоряжается собой, где перестают действовать правила генетической игры, механизмы начинают свое стремительное размножение" (Ж.Бодрийяр, "Прозрачность Зла"). Как нельзя лучше это иллюстрируется примерами из искусства и науки, ибо в том хаосе, который нынче царит в этих областях, можно прочитать нарушение тайного кода эстетики, подобно тому, как в беспорядке биологического характера можно прочесть нарушение кода генетического.

Автор выражает благодарность Полу Гранжону, любезно предоставившему право на публикацию изображений в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку (http://ncca-kaliningrad.ru/biomediale/).



Опубликовано в "Независимой газете" 26 октября 2005 г.
http://www.ng.ru/science/2005-10-26/15_robots.html


НАЧАЛО    BIOMEDIALE

СОДЕРЖАНИЕ:

ФАБРИКИ МЫСЛИ VS ФАБРИК ЗВЕЗД                 
ЖИВОЕ БУДУЩЕЕ: НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ                 

МОДЕРНИЗАЦИЯ VS МОДЕРНИЗАЦИЯ
                

ПАРАДОКС БОГОМОЛА
                

ТРЕТЬЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
                                 
В НАПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕНИ "Ч"                 
БОДРИЙЯР ТОБОЙ НЕДОВОЛЕН                 
СИЯЮЩИЕ ПРОТЕЗЫ                 
ПОСТ-СОДОМ И ПОСТ-ГОМОРРА
ВКУС И ЗАПАХ АБОНЕНТА
ИГРЫ РАЗУМА                 
КИБОРГ-БУКАШЕЧКИ И РОБО-КОЗЯВОЧКИ
ЕСЛИ БЫ ВАН ГОГ ЖИЛ - ОН БЫ УМЕР.
ОТ ЗАВИСТИ
МАЛЕВИЧ СКОРЕЕ ЖИВ, НЕЖЕЛИ МЕРТВ
ПРИЗРАКИ ГЕНОМНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ АК-74                 
ШЕСТИДЕСЯТЫЕ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИНАХ


Написать письмо автору





© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru